Как и предполагалось, на встрече в Вене за два дня до саммита ОПЕК России не удалось убедить Саудовскую Аравию согласиться даже на символическое сокращение квоты на добычу. Результатом консультаций с участием представителей Венесуэлы и Мексики стали лишь общие заявления о необходимости дальнейших контактов. В этих условиях глава “Роснефти” Игорь Сечин впервые признал, что добыча компании уже упала примерно на 1,2 млн тонн в год, а Россия в целом может принять меры по ее еще большему снижению вне зависимости от позиции ОПЕК, пишет “Коммерсантъ”.
Вчерашняя встреча представителей России, Саудовской Аравии, Мексики и Венесуэлы в Вене, на которой планировалось обсудить, как крупные производители нефти могут повлиять на текущий низкий уровень цен, завершилась без конкретных результатов. По словам министра иностранных дел Венесуэлы Рафаэля Рамиреса, который был организатором встречи, все стороны согласились, что текущий уровень нефтяных цен их не устраивает, но согласовать сокращение добычи не удалось. Глава российской делегации министр энергетики Александр Новак уточнил, что текущая цена $80 за баррель “не требует принятия срочных мер” и стороны не считают ее критичной. В итоге, отметил Рафаэль Рамирес, участники встречи решили лишь “поддерживать связь и встретиться снова через три месяца”. “Важно то, что мы говорим (друг с другом.— ред.)”,— подчеркнул министр. По итогам встречи баррель марки Brent упал на 1%, до $79.
Собеседники в отрасли считают, что сама Венесуэла в любом случае не собиралась сокращать добычу, которая и так серьезно снизилась в последние годы. Добыча в Мексике (ее представлял министр энергетики Педро Хоакин Колдвелл) также снижается уже десять лет. Решающей должна была стать позиция Саудовской Аравии.
Впрочем, Эр-Рияд также не торопится принимать решение, чреватое потерей доли на рынке. Министр нефти страны Али ан-Наими, который прибыл в Вену для консультаций с членами ОПЕК еще в понедельник, подчеркнул, что “это не первый раз, когда на рынке избыток предложения”.
Об идее РФ обсудить в Вене снижение добычи стало известно 21 ноября. По данным идания, Москва была готова “уступить” примерно 15 млн тонн в год, если Саудовская Аравия обеспечит снижение квоты ОПЕК на 1,5 млн баррелей в сутки (75 млн тонн в год). На снижение соглашалась пойти “Роснефть”, у которой и так трудности с поддержанием дебитов скважин на старых месторождениях: по итогам года компания может снизить добычу на 1-2 млн тонн. В 2015 году, по словам собеседников, ей в лучшем случае удастся сохранить добычу на том же уровне, но есть и шанс падения еще на 3-5 млн тонн.
Вчера глава “Роснефти” Игорь Сечин, участвовавший в переговорах в Вене, впервые официально признал, что компания уже снизила добычу на 25 тыс. баррелей в сутки (1,25 млн тонн в годовом выражении), не уточнив, когда началось падение. Топ-менеджер вслед за коллегами утверждает, что “нынешний уровень цен некритичен”. Тем не менее “Роснефть” “может передвинуть сроки реализации тех или иных капиталоемких проектов, что отразится на общем уровне предложения”. Более того, Игорь Сечин намекнул и на общее снижение добычи в России, несмотря на отсутствие договоренностей с ОПЕК. “Ввиду совокупности климатических, логистических и технологических факторов РФ не может изменять уровни добычи немедленно, но способна принять меры структурного характера с последствиями в среднесрочном и долгосрочном периоде”,— заявил он.
Валерий Нестеров из Sberbank Investment Research подчеркивает, что реальный ресурс повлиять на мировые котировки есть только у стран ОПЕК. Он согласен, что для России цена нефти $80 за баррель может быть некритичной, но на планы компаний, в частности “Роснефти”, повлияет. Госкомпания, по словам эксперта, может замедлить сроки реализации проектов на шельфе, строительства ВНХК и завода СПГ на Дальнем Востоке.
|